Что такое ГУР

ГУР – усилитель руля на гидравлике, который повышает уровень комфорта при вождении, но вместе с тем и увеличивает уровень безопасности. С его помощью можно водителю не потерять контроль над транспортным средством даже при повреждении шины на переднем колесе. ГУР довольно дорогостоящее приспособление и его надежность и долговечность зависит от качественного и своевременного техобслуживания.

Разработке и использованию усилителей способствовала потребность минимизировать усилие, что прилагает человек, поворачивая руль, что особенно актуально для грузовиков. Несмотря на высокую цену и сложность ГУР пользуются большой популярностью. Они не только усиливают воздействие на руль, но и имеют способность уменьшать передаточное отношения механизма управления авто. Благодаря этому можно уменьшить число оборотов руля от одного крайнего положения до другого, что значительно увеличивает маневренность авто.

С помощью ГУР сглаживаются толчки на руль, вызванные ухабами на дорожном покрытии тем самым предотвращая быструю утомляемость водителя. Усилитель дает возможность не потерять контроль над машиной при повреждении шины на переднем колесе. Водитель не теряет возможность управлять транспортным средством при поломке гидроусилителя. Он как бы дает возможность «чувствовать дорогу».

​Механизм гидроусилителя


ГУР - это система гидравлики, которая включает в себя следующие части:

• насос. С его помощью рабочее масло в системе усилителя циркулирует с необходимым давлением. Более популярны пластинчатые насосы, они имеют больший КПД и не так быстро изнашиваются. Располагается насос на моторе, а приводится в действие он с помощью ременной передачи, которая происходит от коленвала;

• распределитель. Основная его функция заключается в направлении масла в часть гидроцилиндра и потом назад в бак. Когда в момент распределения жидкости золотник двигается поступательно, то он считается осевым, а если движения вращательные – роторным. Размещают его либо на частях привода руля либо на валу управления руля. Распределитель это довольно точная деталь, которая чувствительна к грязной рабочей жидкости;

• гидроцилиндр. Он двигает шток и поршень путем преобразования давления масла, таким образом, через целую вереницу рычагов, приводятся в движение колеса. Его монтируют в механизм руля или приспосабливают между приводом рулевого колеса и кузовом машины;

• масло. Это рабочая жидкость, которая транспортирует усилие к гидроцилиндру от насоса, а вместе с тем и смазывает элементы, что поддаются трению. Для нее предусмотрен специальный бак. В бачке есть фильтр и щуп, который дает возможность посмотреть уровня масла;

• шланги соединения. Благодаря им жидкость циркулирует в системе. Они делятся согласно возникающего в них давления. Соединительные элементы низкого давления выполняют роль подачи масла в насос и возвращения его в бачок. А соединительные шланги высокого давления сообщают между собой все детали ГУР.

Современные усилители оснащены электронным механизмом. Он влияет на работу ГУР и корректирует ее, учитывая скорость движения авто. Это дает гарантию безопасности при езде на высоких скоростях. В такой ситуации при движении на большой скорости сводится до минимума возможность повернуть руль случайно и отклонить машину от заданной траектории движения.

Принцип работы


Усилитель может работать без электронного механизма с осевым распределителем. Когда руль находится в неподвижном состоянии, то и золотник занимает среднюю позицию благодаря пружинам. Элементы распределителя взаимодействуют друг с другом и дают право свободно передвигаться рабочей жидкости с нагнетательной системы в сливную. Насос прокачивает масло и не влияет на движения колес.

принцип работы

Когда вы меняете положение руля, золотник меняет свое расположение и закрывает канал для слива. В этот момент рабочее масло с давлением попадает в сектор цилиндра. И под его воздействием поршень со штоком влияет на движение колес. В момент поворачивания колеса меняют положение распределителя в бок перемещения золотника. Когда руль прекращает оборачиваться золотник становится неподвижным и распределитель его нагоняет. Тогда он занимает нейтральную позицию, снова открывается свободный доступ в сливной канал, и колеса больше не поворачивают. Таким образом, усилитель обеспечивает движение колес на заданный человеком угол при манипуляциях с рулем.

«Ощущение дороги» это своеобразная связь, которая передает состояние от колес на руль. Человек, который сидит за рулем, ощущает дорогу, в условиях которой движутся колеса транспортного средства. С этой целью, как и на транспортных средствах, не оснащенных ГУР, руль легче движется на дороге, которая скользит, чем на сухом покрытии. Такие ощущения дают возможность правильно вести машину в любых дорожных условиях. Для достижения эффекта «чувства дороги» в различных системах ГУР вмонтированы плунжеры, шайбы или камеры. Чем тяжелее поворачивают колеса, тем больше создается давление в системе распределителя и в самом цилиндре. В этот момент реактивная шайба прилагает значительные усилия, что бы золотник занял первоначальное положение. Вследствие таких действий руль становится тяжелым.

Если на пути колес машины встречается преграда, то она влияет на траекторию колес, пытаясь их вывернуть, что представляет большую опасность тем более при движении на скорости. И если колеса принудительно движутся, распределитель смещается сравнительно с золотником и вследствие таких действий перекрывается сливной канал. Рабочее масло под влиянием давления попадает в цилиндр. А поршень сразу оказывает влияние на колеса и запрещает им совершать поворот. Движения золотника происходят в маленьком диапазоне, около 1 миллиметра, это позволяет машине двигаться, не изменяя траекторию.

С помощью ГУР водителю не только легче поворачивать, но он дает возможность свести до минимума удары по пальцам спицами рулевого колеса при наезде на препятствие. Водитель будет ощущать только несильный толчок, вызываемый возрастающим давлением на реактивные шайбы.

Даже когда насос перестает работать, например, когда оборвался ремень, управление машиной сохраняется. В такой ситуации усилие от поворота руля на распределитель и далее к колесам передается просто с помощью золотника. Масло, которое перетекает с одного отдела цилиндра в другой, посредством перепускного клапана никак не препятствует процессу поворота. Просто за счет того что гидравлический усилитель не функционирует поворачивать рулевое колесо становится тяжелее.

Когда в усилителе стоит роторный золотник, который вращается, принцип его работы практически не отличается от представленного ранее.

Техобслуживание


За работой ГУР необходим постоянный контроль. Если система функционирует нормально, то руль при включенном двигателе будет поворачиваться легче, чем при неработающем моторе. При использовании усилителя нужно строго придерживаться инструкции с эксплуатации.

Для бесперебойного и безопасного функционирования ГУР нужно соблюдать следующие правила:

• постоянно контролировать уровень масла в бачке;

• соблюдать герметичность конструкции усилителя и незамедлительно ремонтировать протечки;

• контролировать и исправлять натяжение ремня привода;

• менять фильтр в бачке 1 раз в 1–2 года. При изменении цвета рабочей жидкости незамедлительно производят ее замену и меняют фильтр.

Поломку гидроусилителя может спровоцировать нагрев масла. Оно может чрезмерно нагреться, если удерживать руль в каждом из крайних положений 5 секунд и больше. Так же нежелательно ездить долго на машине с неисправным насосом. В таком случае детали механизма очень быстро изнашиваются, так как их эксплуатация не предусматривает таких условий. Важно сразу заметить неполадки и максимально скоро их устранить.

Если вы обнаружили неполадки в ГУР, обратитесь в специальную мастерскую. Все детали и узлы усилителя для ремонта нуждаются в точном специальном оборудовании и специально обученном персонале. В вопросе поменять или сделать ремонт той или иной детали усилителя решающую роль играет ее стоимость. Чаще всего для машин отечественного производства лучше деталь заменить, чем отремонтировать, а вот для иностранных авто ремонт более подходящее решение в зависимости от ситуации.